История

Тамбовское акционерное общество “Завод подшипников скольжения” — одно из старейших промышленных предприятий города и области и уникальное в своем роде. За более чем 85-летнюю историю своей деятельности завод внес весомый вклад в механизацию сельского хозяйства страны, создание и развитие отечественной тракторной промышленности, поставляя свою продукцию всем моторостроителям от Карпат до Дальнего Востока, от Туркмении до Крайнего Севера. “Завод подшипников скольжения” ведет свою историю с августа 1932 года, когда на базе тракторных мастерских предпринимателя Махова был создан Тамбовский завод “Автотрактородеталь”. Развитие завода шло большими темпами. В июле 1954 года в целях концентрации производства и объединения смежных отраслей к нему был присоединен расположенный рядом механический завод Министерства совхозов.

В 1958 году, после принятия решения о специализации Тамбовского завода “Автотрактородеталь” на производстве вкладышей коленчатых валов дизельных автотракторных моторов и алюминиевых поршней к ним, начался новый этап в развитии предприятия по пути комплексной механизации и автоматизации производства. В настоящее время оно оснащено современным отечественным оборудованием.

Со дня основания завода и на сегодняшний день АО «Завод подшипников скольжения» серийно выпускает комплектующие изделия к двигателям внутреннего сгорания. За эти годы в производстве были освоено и серийно выпускалось множество сложнейших изделий к двигателям различных модификаций и проводились опытно-конструкторские работы сложнейших изделий для речного, морского и железнодорожного транспорта.

Завод, возглавляемый на протяжении не одного десятка лет генеральным директором Юрием Владимировичем Плужниковым, сохраняет устойчивое положение на отечественном отраслевом рынке автомобильной, судовой и сельскохозяйственной промышленности, благодаря востребованности всей выпускаемой продукции, удовлетворительным результатам своей финансово-экономической деятельности и конкурентно среди других предприятий отрасли.

Продукция АО «Завода подшипников скольжения » реализуется в страны СНГ и ближнего зарубежья.

За успехи, достигнутые в сохранении производства в условиях затяжного экономического кризиса, коллектив АО “Завод подшипников скольжения” был удостоен в 1995 году международной награды “Факел Бирмингема”. За самое короткое время на заводе было перепрофилировано производство: перестроен целый ряд автоматизированных технологических линий и оборудования для производства подшипников скольжения высокого технологического качества не только для тракторов, но и автомобилей, грузовых и легковых, как отечественного так и импортного производства.

По результатам конкурса газеты “Экономика и жизнь — Русь”, проводимого с 1995 года среди предприятий, предпринимателей, руководителей, добившихся успехов, завод стал лауреатом 1998 года в номинации “Предприятие-лидер”. За значительный вклад в развитие отрасли завод был награжден в 2000 г. сертификатом международной ассоциации «АДМ» бизнес консалтинг – «ВОЗРОЖДЕНИЕ 2000».

В 2000 году комплект вкладышей подшипников скольжения к двигателю автомобиля «Москвич-412» получил диплом финалиста всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России».

В 2001 году комплект вкладышей подшипников скольжения к двигателю автомобиля «Газ-24» получил диплом всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России».

В 2004 году АО «Завод подшипников скольжения» был награжден Почетным дипломом лучшего российского экспортера 2004 года – за выдающийся вклад в расширение внешних экономических связей Российской федерации, развитие отечественного производства и высокую профессиональную культуру. Диплом подписал министр экономического развития и торговли РФ Г.О. Греф.

В 2007 году рыночные отношения в экономике страны продолжали развиваться, определяя структурную и экономическую политику нашей отрасли. Возникновение новых форм собственности обусловили практически полную хозяйственную самостоятельность образовавшихся акционерных обществ на базе советского периода. Новые экономические связи, образовавшиеся на фоне указанных изменений, характеризуются жёсткой конкурентной борьбой за рынки сбыта. Протекающие при этом процессы интеграции Российской автомобильной промышленности в мировую автомобильную отрасль, обуславливающие присутствие иностранного капитала в России, как с долевым участием, так и с полной собственностью, еще более повышают уровень конкурентной борьбы. При этом не наблюдается подъема производства в отрасли тракторного и автомобильного машиностроения.

Экономическая обстановка в отрасли в целом на настоящий момент не дает заметного подъёма производства, который дал бы возможность интенсивному развитию деятельности предприятия и увеличению числа рабочих мест.

За последние годы наблюдается некоторое совокупное уменьшение производства автомобилей (грузовых и легковых), сельскохозяйственной, тракторной и строительной техники, уменьшается также количество вышеуказанной техники в эксплуатации. Неудовлетворительное экономическое состояние предприятий различных форм собственности не позволяет обновлять парк техники и обеспечивать запчастями в полном объеме.

Учитывая вышесказанное, перед нашим предприятием стоят задачи оперативной перестройки производства в соответствии с динамикой событий. От правильности применяемых и реализуемых решений зависит жизнедеятельность завода. По-прежнему остается актуальной задача освоения новых видов продукции. Необходимо наращивание темпов и объемов производства поршневых пальцев и втулок. Изготовление биметалла толстых размеров (до 15 мм) позволяет активизировать работы по освоению вкладышей для дизелей тепловозов, например: Д67 — ЧМЭ-3 — Чехословацкий тепловоз совместно с ВНИИЖТ, Д-50 — Пензадизельмаш, 5Д49 — магистральные тепловозы 2Т116, судов, мощных дизель генераторов, насосов. Одновременно не следует оставлять освоение подшипников скольжения для техники других отраслей отечественной промышленности — судоремонтной, тепловозоремонтной и компрессорной, производство дизель-генераторов большой мощности, аппаратов для перекачки жидкостей (насосов). При этом одной из важнейших задач перед нами было и остается удержание необходимого уровня конкурентоспособности, который определяется степенью удовлетворения опросов и качеством выпускаемой продукции.

АО «ЗПС» в настоящее время осваивает новые виды продукции, ищет новые рынки и ниши сбыта. Наиболее перспективными изделиями основного производства являются поршневые пальцы, вкладыши и втулки из новых антифрикционных материалов для высоконагруженных форсированных двигателей, а также принятые нами в истекшем году к освоению поршневые кольца. Подготовлено производство колец двигателя Д-50/240, планируется подготовка производства поршневых колец двигателя ГАЗ-24.

Предстоит увеличить темпы и объёмы производства сталебронзовых материалов. Согласована с УП «Минский моторный завод» конструкторская документация на сталебронзовые вкладыши к дизелям Д-260 и Д-245.35 экологического класса ЕВРО 2 и ЕВРО 3.

 

Успешно завершены работы в 2007 году по серийному применению упорных биметаллических полуколец нашего производства на дизелях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), г. Ярославль. С 2008 года полукольца серийно поступают на конвейер ЯМЗ. С ОАО «Автодизель» возобновлены работы по комплектации новой серии двигателей ЯМЗ-530. В связи с освоением производства сталеалюминиевых биметаллических полос толщиной до 12 мм, особую роль приобретает внедрение вкладышей из биметалла на тепловозных и судовых дизелях. В прошедшем году создан технологический процесс, разработана и изготовлена контрольно-технологическая оснастка для производства коренных и шатунных подшипников к тепловозным дизелям Д50, 5Д49, Д67. Опытные партии этих деталей в истекшем году изготавливались и поставлялись заводам-потребителям ОАО «Пензадетальмаш», Воронежскому и Оренбургскому локомотиворемонтным заводам. В 2008 году перед нашим предприятием стоит задача организации испытаний подшипников на указанных предприятиях и внедрения их в производство со статусом серийного, что предполагает существенные экономические перспективы для предприятия.

Освоено производство биметалла на новом прокатном стане ДУО 900. Биметалл сталь-бронза ОЦС, БрОФ необходим для увеличения типоразмеров вкладышей отдельных двигателей (например, ДВТ-330, В-400, В-500, ЯМЗ и др.), биметалл сталь-сплав АО-20, АО10С2 с толщиной свыше 10 мм необходим для изготовления подшипников скольжения двигателей мощностью более 1000 л.с. Предстоит разработка и освоение нового технологического процесса изготовления таких вкладышей. Только продукция с более высокими эксплуатационными характеристиками позволит АО «ЗПС» внедриться в рынок запасных частей тепловозных и судовых двигателей с вкладышами наружным диаметром более 250 мм.

В целом можно отметить, что опытные работы по внедрению наших перспективных материалов начаты практически со всеми крупнейшими предприятиями автотракторной отрасли. Их необходимо продолжить, а некоторые из них завершить с положительным результатом.